Industrieverband Fahrzeugbau (сокр. IFA) — объединение производителей транспортных средств в ГДР.

По приказу Советской военной администрации в Германии конфискованные предприятия были объединены в 65 промышленных управлениях.

Из 18 западносаксонских заводов, которые производили транспортные средства, 1 июля 1946 года было образовано «Промышленное управление № 19» (Industrieverwaltung 19 Fahrzeugbau) с штаб-квартирой в Хемнице. 1 июля 1948 года это «IV 19» было расширено на всю территорию Советской зоны оккупации Германии и получило название «IFA Vereinigung Volkseigener Fahrzeugwerke».

Oбъединению принадлежали такие марки, как TrabantWartburgBarkasRoburMulticarSimson и MZ.

В этой статье пойдет речь о легендарном, но в России мало кому известном, грузовичке  Framo V901, производства Германской Демократической Республики, на одном из национализированных заводов, объеденения «ИФА»(Industrieverwaltung Fahrzeugbau).

Свою историю завод несет с очень давних времен. Эта история тесно связана с такой легендарной фирмой, как DKW – но об этом в другой раз – больно уж длинный этот сказ.

В 1946-м году, после Второй мировой, завод привели впорядок – а точнее, то что от него осталось. Штат из себя представлял 50 сотрудников, документация была изъята для изучения Советским Союзом, производственное оборудование демонтировано, конечно, никакой речи о производстве автомобилей и быть не могло. Завод производил вещи для нужд народа: хозяйственные сумки, сетки для картофеля, тележки и другие незатейливые изделия из проволки, трубок, тряпья и дерева.  Дерево обрабатывалось в ручную, в качестве металла использовали снаряды оставшиеся после войны, каски, детали от военной техники. Рабочим приходилось быть весьма находчивыми,  чтобы из этого «сырья» что то получить. Так например из гильз снарядов вырезались полосы, для деревянных автомобильных колес и повозок.

   Позже, в 1947-м, назначили штат из 275 человек, запустили ремонтные цеха двигателей и автомобилей.

 В 1948м году Framo  вступает в национализированное объединение заводов IFA, после чего уже к концу 49-го выпустило первые 65 автомобилей Framo V501/2,  большинство из них были собранны из комплектующих произведенных еще третьим рейхом в 1943-м для модели typ650.

Framo V501/2

Спустя год, автомобили с завода стали поставляться в комплекте, за исключением одного пассажирского стеклоочистителя, на них уже имелись шины и хромированные детали, а в год выпускалось около 500 автомобилей с u- образным двухтактным двигателем мощностью 18 л.с. Двигатель имел собственную конструкцию, т.к. завод DKW в военные годы был занят гос. заказом на мотоциклы и у него не было возможности разработать новый мотор для небольшого грузовичка.

 Спустя год, Framo занялось разработкой нового V901/1. Внешне он напоминал 501/2, однако имел обилее хрома, комплектовался двумя стеклоочистителями. Использовать устаревший мотор U2 было не разумно, потому  пришли к новому мотору, который устанавливался ранее на автомобиль DKW F9 еще до войны.

 

Это трех цилиндровый, двухтактный мотор объемом 900 куб.см, который развивал мощность 28 л.с., имел так же водяное охлаждение термосифонного типа, карбюратор горизонтального потока с предпусковым обогатителем, контактную систему зажигания  с распределителем,без угла опережения. Привод осуществлялся на заднюю ось через  четырех ступенчатую КПП, своей конструкции. Разгонял автомобиль до 70 км/ч и мог перевозить в пределах 750 кг. груза. На зад устанавливались двухходовые амортизаторы, а на передние колеса, позднее, стали использовать шины 6,00 – 16, вместо прежних 5,00 – 16. Выпускался в кузове пикап, фургон, закрытый пикап, были даже 7-ми местные автобусы, скорые помощи. Остальные модификации относились к спец машинам и выпускались для полиции, медицины, пожарных и различных спец. служб.

DKW F9

DKW F9

Паралельно, в 1952-м году завод получает задание от руководства о выпуске сельскохозяйственной техники, а так же армейских автомобилей, для нужд национальной народной армии(NVA). Так, в качестве подопытного, за основу был взят советский комбайн «Сталинец-4», а первые внедорожники были собраны по чертежам Хорьха. Сложно не заметить и тот факт, что, когда проектировалась Ваз-2121 «Нива», портотип Э2121, уж больно сильно напоминал Хорьх P2M.

Хорьх P2M

портотип Э2121

Framo 901/2 увидел свет в 1954-м году. Колесная база была увеличена на 200мм и составляла 2800мм. Были произведены небольшие модернизации кузова и изменен дизайн. Так капот моторного отсека получил один замок по середине, фары были утоплены в крылья. Через год, автомобиль получает новый двигатель 310/4. Это все тот же двигатель DKW F9, но уже модернизированный, головка блока имела свою конструкцию,  в ней была уменьшена камера сгорания, так же в ее литьевой форме нашли место для вентилятора, приводившийся  клиновым ремнем от коленчатого вала, тем самым вентилятор продувал радиатор, была установлена помпа в нижнюю часть блока, приводилась так же клиноременчатой передачей от коленчатого вала, что лучше сказывалось на системе охлаждения  целом, а крепление головки блока изменилось. Без модернизации не осталась и система зажигания. Опережения в нем конечно не появилось, но место себе оно нашло непосредственно на шкиву  коленчатого вала, имело три контакта и отдельную регулировку на каждом, три катушки зажигания. Модернизация коленчатого вала позволила перевести автомобиль с  готовой смеси масла/бензин с 1:25 к 1:33. Экспортные автомобили комплектовались световыми указателями поворотов, во всех остальных случаях – механическими. В 56-м году были произведены голые шасси с кабиной, для сборки на других заводах  или в качестве запасных частей, для рем. Заводов. Так собственно в будущем, другие заводы, на базе этих специальных шасси, производили различные цисцерны, будки, пикапы, фургоны, автобусы, комбинированные и спец. автомобили.

Реорганизация автомобильной промышленности, задачи которой было максимальное снижение затрат при производстве и тем самым снижение финальной стоимости автомобиля, подтолкнуло завод к переходу на кузова из Дуропласта. Из за нехватки оборудования производство оказалось трудоемким и в серию такие автомобили не пошли, однако один из них стоит в музее в Франкфурте.

   В 1956-м появилась новая модель V901/2Z(Zwischenlösung, что означает компромисс). Это было временной мерой, но просуществовала до самого конца выпуска этого автомобиля 1961-го года. На нее устанавливался модернизированный двигатель 310/5, от автомобиля Wartburg, улучшенная тормозная система, все автомобили были укомплектованы световыми указателями поворотов, передаточное число заднего редуктора составляло 1:5,5 – по спец. заказу и 1:6,17 – для обычной серии. Машины были выпущены в вариантах: Санитарный, автобус, фургон, пикап, для нужд полиции, пожарных, почтовой службы и других структур и промыслов.

Санитарные автомобили имели специальную белую раскраску с медицинским, красным крестом. На крыше устанавливались два маяка с белым стеклом и красным крестом, а так же оборудована двумя ревунами.

Тогда же был разработан typ 901/3, их было несколько экземпляров, в серию он так и не пошел. Он имел увеличенную колесную базу3100мм и был выпущен в кузове пикап.

   Ну и в заключение хочу заметить, что в том же 56-м, проводились типовые испытания данного автомобиля в условиях жаркого климата, а в частности в Египте. Пробег в 1100 км. не дал хороших результатов. Тест показал, что система охлаждения нуждается в модернизации, которую применят уже на приемнике Framo – Barkas b1000 – но об этом позднее.

Автор статьи - Дмитрий Родионов

Вёрстка - Сергей Орлов

Запчасти и организаторские вопросы - 

Ремонт и эксплуатация - 

Направление Истории ГДР - 

DDR-Club.ru

Россия - Москва

МЫ ИДЁМ НАВСТРЕЧУ !!!

  • Vkontakte Social Иконка
  • Facebook Social Icon
  • Instagram Social Icon

Дата основания 25 марта 2008г.

This site was designed with the
.com
website builder. Create your website today.
Start Now